Учеба в университете и открытие бизнеса – вход в одну дверь.
С 2018 года Каким Данабаев, выходец из Казахстана, занимается медицинским туризмом, привлекая пациентов для лечения в Южной Корее. Тесно сотрудничает с корейскими организациями по развитию туризма, а также с местными клиниками. Компания «Казмедикор», в которой Каким является со-основателем, разработала информационную платформу. Сейчас в ней данные по 70 южнокорейским больницам и около 250 врачам, сведения переведены на русский и казахский языки, налажена система поиска и запущено мобильное приложение. Специально для Mediasaram Каким рассказал о том, как добился успеха:
— Каким, вы ведь изначально ехали в Корею учиться, что помогло вашему дальнейшему развитию?
— В своем большинстве в южнокорейских вузах готовят специалистов, которые потом пойдут работать в местные компании, но есть отдельные университеты и факультеты, которые знамениты тем, что поддерживают стартап проекты студентов и проводят у себя акселерацию. В таких вузах, обычно есть отдельные департаменты внутри университетской иерархии, которые занимаются только работой с молодыми предпринимателями. Каждый год они проводят набор команд, которые во время акселерации проходят обязательное обучение, у каждой команды имеется ментор и есть расписание, по которому команды обязаны встречаться и обсуждать свою работу. Также для самых перспективных команд выделяются бесплатные общежития и офисные помещения внутри университетов, чтобы ребята могли 24/7 находиться рядом и развивать свои проекты. Мой университет – Hanyang University – выбрал нас и еще несколько проектов, которые оказались в топе проектов вуза в 2018 году, благодаря чему мы с командой могли жить все вместе, создавая наш проект и получая поддержку от менторов, юристов, финансистов, а также имея свой офис внутри вуза. Плюс такой работы в том, что в одном потоке могут находиться совершенно разные команды. Например, вместе с нами были ребята, которые занимались созданием и пошивом одежды, дизайном мебели с помощью AI-технологии. В основном, конечно, это были технологические проекты, или с техкомпонентом. На данном этапе студенты обычно к концу акселерации уже выходят окрепшими и следующим шагом регистрируют свои компании. Как только вы официально получите свой номер регистрации будь то ИП или ТОО вы можете уже подавать на различные программы по поддержке МСБ. Есть также своя последовательность получения финансирования. Например, если вы вначале открыли ИП, то можете спокойно даже без прототипа, а на базе своей идеи получить первое финансирование на развитие своего бизнеса в размере до $50 000 долларов. Далее после того как вы получите эти средства, успешно освоите и покажете результат, то уже можно подавать на второй раунд инвестиций, которые могут составлять от $50 000 до $100 000 долларов. Наш проект получил именно такую поддержку. На втором этапе также важно показать, какой результат вы получите и на что потратите эти деньги. Отмечу, что эти посевные отдаются предпринимателям на развитие их бизнеса, и здесь за эти инвестиции у вас не попросят доли компании, все это делается ради поддержки предпринимателей.
— Это возвратные инвестиции со стороны государства?
— Нет, это невозвратные инвестиции, они выделяются полностью на развитие и реализацию проекта. В конце срока просто делается презентация и сдается отчет о том, насколько эффективно были потрачены деньги. Есть менторы, которые курируют процесс ведения бизнеса и освоение данных средств. Поэтому они выделяются на безвозмездной основе.
— Хорошо, на старте эти инвестиции помогают встать на ноги, а что дальше происходит?
— Уже после второго этапа посевной начинается самое вкусное – большие инвестиции, которые выделяются уже частными фондами, или другими финансовыми организациями. Важно отметить, что на каждом этапе есть разные дополнительные программы финансирования. Например, если вы еще студент, то это может быть определенным плюсом при подаче на определенные студенческие программы по развитию бизнеса. К примеру, в 2019 году мы выиграли престижный конкурс lion cup нашего университета и получили финподдержку на создание медплатоформы. Однако, после окончания вуза мы уже не можем участвовать в таких программах. Есть ребята, которые сразу умудряются получить большие инвестиции – все зависит от тайминга, идеи, подачи и, возможно, знакомств. Есть также определенные критерии и по команде, типу бизнеса, налоговой отчетности, но это уже технические моменты, и они могут разниться в зависимости от программы, на которую вы подаете. Например, если вы – девушка, которая развивает бизнес, то есть отдельные программы по поддержке женского предпринимательства, где тоже можно получить хорошее финансирование. И самое главное, почему я говорю про роль университетов и факультетов: они имеют сильное сообщество выпускников, которые и подтягивают новую кровь, новых предпринимателей. Многие команды из нашего потока уже состоялись как сильные бизнес-проекты с растущей командой, прибылью и амбициями.
— Складывается впечатление, что открыть бизнес в Корее очень легко, поскольку есть плечо поддержки.
— Не все так просто. С недавнего времени корейское правительство пересмотрело условия по «бизнес-визе», которую может получить иностранный гражданин, зарегистрировавший предприятие в Корее. Предприниматель на входе обязан положить на депозит $500 000, который не может изъять, пока ведет бизнес в Корее. Это делается для того, чтобы местные власти могли возместить ущерб, если вдруг зарубежные предприниматели наносят его во время своей деятельности. То есть, это своего рода страховка. При этом Корея, конечно, получает выгоду, запуская деньги с депозитов в оборот, финансируя за счет них строительство, развивая инфраструктуру и экономику страны в целом. Если предприниматель закрывает свое дело, то он получает обратно те же $500 000, никакие проценты вознаграждения ему не начисляются. Раньше размер депозита был $100 000. Как видите, порог входа на корейский рынок значительно вырос.
В целом, требования по визам, в том числе, трудовым в последнее время сильно ужесточились. На самом деле, происходит отток иностранных граждан, которые в Корее жили, работали, занимались бизнесом. Потому что система выстраивает определенные рамки и барьеры, которые не позволяют инородным элементам, которыми являются иностранные граждане, полностью влиться в местное общество. Но, как видно по нашему бизнесу, наряду с минусами есть и плюсы, которыми стоит пользоваться на все 100%, занимаясь предпринимательством в Корее.
— Почему Корея ужесточает требования для иностранных граждан? Какие конкретно ситуации на это повлияли?
— В ковидный период в корейском обществе поменялось отношение к иностранцам. В местных СМИ, например, все чаще звучит ксенофобия, упор делается на то, что вирус распространяют люди из других стран. Как результат, это влияет на политику государства – становится сложнее получить визу на въезд в Корею. И до этого корейскую визу было непросто получить, а сейчас стало гораздо сложнее. В чем это выражается? В том, что все иностранные граждане, находящиеся в Корее легально, оплачивают налоги. При этом, когда правительство Кореи делало единоразовые выплаты населению во время пандемии, то иностранцам никаких компенсаций не было. Позже вышло постановление, по которому некоторые иностранцы могли получить эту единоразовую выплату, а именно те, кто состоит в браке с гражданином Кореи, а также кореины.
— Какие у вас сейчас планы? Будете ли получать вид на жительство в Корее или даже гражданство?
— Планы, пока работать здесь, но я не хочу менять свое гражданство. Я благодарен Корее за тот опыт и знания, которые получил здесь, но свой голубой паспорт пока все же ближе к сердцу. В итоге, конечно, Казахстан – это моя родина, и я вернусь обратно.
— Спасибо, Каким, за интересную беседу!